Главные вкладки

19 июня
2021

Зрители Платоновского фестиваля увидели спектакль по неснятому кино

платновский фестиваль искусств

Московский драматический театр «Человек» привез в Воронеж «Причал» Г. Шпаликова.

«Причал» – это первая крупная сценарная работа Геннадия Шпаликова, дальше будут всенародно любимые «Застава Ильича», «Я шагаю по Москве», «Я родом из детства». Весной 1960 года «Причал» был принят киностудией «Мосфильм» и запущен в производство в качестве дипломной работы пятикурсников режиссёрского факультета ВГИКа Владимира Китайского и Хельмута Дзюбы (мастерская Михаила Ромма). Но съемки картины постоянно откладывались по разным причинам, а в 1961 году Владимир Китайский покончил жизнь самоубийством.

Идею воплотить киносценарий на театральной сцене молодому режиссеру Данилу Чащину подарил Юрий Бутусов – над материалом работали на одной из режиссерских лабораторий мастера. В декабре 2019 г. премьера спектакля состоялась в Московском драматическом театре «Человек».

«Причал» должен был стать классическим «оттепельным кино», добрым и поэтичным. В одной из главных ролей – прекрасная и радушная Москва. В столицу прибывает грузовая баржа, среди работников которой юная Катя. Во время ночной стоянки шкипер, жених Кати, сходит на берег, и девушка, впервые оказавшаяся в городе, отправляется на его поиски. Путешествуя по московским улочкам, Катя встречает самых разных людей в переломные моменты их жизней и утром едва успевает вернуться на судно.

Всех персонажей объединяет какая-то зыбкая неопределенность будущего. Оттепель заканчивается, впереди – заморозки. «Для нас было важным попытаться передать это настроение «обреченного счастья» и растерянности: жить, в общем-то, хорошо, но как жить – непонятно. Мираж, который ты видишь, вот-вот развеется. Все, что ты можешь сделать, – запомнить, зафиксировать его. «Причал» – это импрессионистский этюд, попытка уловить светлое и яркое сегодня, которое уже завтра станет «вчера»», – говорит режиссер спектакля.

Создатели постановки попытались воплотить на театральной сцене тот особый мир, которого уже не существует. В спектакле практически нет декораций, а актеры – лишь проводники в навсегда утраченное время.

«Наша главная задача – не мешать вам смотреть кино в вашей голове», – говорит исполнительница роли Кати Арина Постникова.

К премьере готовились основательно – вдохновлялись фильмами и музыкой времен оттепели, гуляли по московскому маршруту героини, прорабатывали биографии всех героев. В результате получилось очень атмосферно, по-шпаликовски.

Сценарий «Причала» – густонаселенный, в спектакле же заняты всего четверо артистов: Арина Постникова, Андрей Савостьянов, Александр Соколовский, Антон Шурцов. Причем последнему досталось сразу несколько ролей, среди которых есть даже собака: «На самом деле, это актёрское счастье – в одном спектакле играть кардинально разные роли. Я характерный персонаж, мне нравится быть разным».

«Причал» вошел в список самых заметных постановок сезона 2019/20 премии «Золотая Маска». Выступление на Платоновском фестивале стало первым выездным показом спектакля. Театр «Человек», основанный Людмилой Рошкован – самый небольшой из драматических театров Москвы, в зрительном зале всего 52 места. В настоящее время в репертуаре театра 15 спектаклей, причем большинство идущих пьес можно увидеть только здесь.

Спектакль идет 1 час 15 минут без антракта и смотрится на одном дыхании. В беседе с журналистами актеры отметили чуткость, погруженность и отзывчивость воронежской публики. А как же иначе, если зритель в этом необычном проекте тоже становится соавтором, режиссером своего собственного кино. 

Текст – Елена Борген, фото – Андрей Парфенов