Главные вкладки

1 октября
2021

Судьбы Воронежских военнопленных в начале XX века

Школа исторической грамотности; Дом молодежи; наша история;

«Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию».
Ф. М. Достоевский

28 сентября 2021 года в Доме молодёжи состоялся культурно-просветительский лекторий, посвящённый судьбе воронежских военнопленных в период русско-японской войны 1904 – 1905 гг., а также повседневной жизни наших солдат и участников научных экскурсий в германском плену во время Первой мировой войны. Семинар проводил доктор исторических наук, профессор Ливенцев Дмитрий Вячеславович в рамках проекта школы исторической грамотности ВРКПОО «Наша история»

Эксперт, основываясь на материалах воронежской прессы (в частности, газетах «Воронежская жизнь» и «Дон»), выявил три случая пребывания жителей нашего города в иностранном плену в начале XX века. 

Дмитрий Вячеславович начал рассказ с истории матроса Никиты Подгорного, который попал в японский лагерь, располагавшийся в городе Химедзи, в результате крушения крейсера первого ранга «Рюрик», атакованного эскадрой противника. Воронежец отправил письмо родным, которое впоследствии опубликовали в газете «Дон». Профессор обратил особое внимание слушателей на дату написания послания (18 августа 1904г.): по замечанию эксперта, оно было создано спустя четыре дня после катастрофы, что позволяет сделать вывод о гуманном отношении японцев к русским военнопленным. Дмитрий Вячеславович отметил, что причиной подобного поведения являлось желание Японии войти в число мировых, цивилизованных держав. 

Далее последовал рассказ, события которого происходили в период Первой Мировой войны. Жительнице воронежской губернии пришло письмо от крёстного сына из германского плена. В весточке воронежский солдат умолял «мамашу» прислать ему денег и запас продуктов из-за сильного голода. По словам пленного, военнослужащим выдавали всего лишь четверть хлеба на один дом. Немаловажно отметить, что послание было отправлено воронежцем на открытке и написано крайне неразборчивым почерком при помощи карандаша. По словам эксперта, это краткое свидетельство раскрывает картину неприемлемых условий содержания российских военнопленных. Дмитрий Вячеславович также обратил внимание на абсолютную случайность получения крёстной матерью данного письма. Весточка из германского плена дошла исключительно благодаря малограмотности автора, писавшего послание легко стирающимся карандашом. Дело в том, что германские власти не хотели обращать внимание журналистов на ужасные условия содержания российских военнопленных. Именно потому они с целью выявления шпионажа занимались перлюстрацией писем, которые солдаты отправляли на Родину близким. По замечанию профессора, опубликованная в воронежской прессе весточка помогла более подробно раскрыть малоизвестные аспекты региональной отечественной истории во время Первой мировой войны.

События третьего рассказа также разворачивались в период с 1914 по 1918гг.  В начале войны на территории Германии оказалось несколько научных экскурсий из России, и все участники данных мероприятий попали в германский плен. Среди них была учительница женской гимназии по фамилии Скороход-Левченко, которая являлась уроженкой города Новохопёрска. Женщина поделилась собственными впечатлениями о жизни в неволе на страницах газеты «Воронежская жизнь»

20 июля 1914 года поезд с экскурсантами прибыл на железнодорожный вокзал Берлина, где его окружила немецкая полиция. Несмотря на то, что российские граждане предъявили документы, подтверждавшие их туристический статус, все мужчины были объявлены военнопленными и арестованы. Женщинам разрешили свободно передвигаться только в пределах столицы Германии. В городе туристок приняли за отряд сестёр милосердия, направлявшихся на войну. В дальнейшем экскурсанткам с трудом удалось разместиться в немецком пансионе, но выехать в Копенгаген они уже не смогли, так как железнодорожное сообщение прекратилось.  На тот момент денег у россиянок практически не осталось, однако хозяйка пансиона предложила женщинам остаться жить у неё с условием, что руководительница экскурсии должна была остаться в заложницах до тех пор, пока другие экскурсантки не оплатят своё проживание.

Последующая жизнь протекала для россиянок тяжело: женщин кормили впроголодь, одновременно они должны были готовить еду, заниматься стиркой, мыть посуду в холодной воде. Удручающими были и условия размещения: в одной комнате на двух койках было сразу двенадцать туристок. В дальнейшем через испанское посольство экскурсанткам удалось узнать о прибытии в Берлин знаменитого общественного деятеля, профессора истории Кареева Николая Ивановича, организовавшего вместе с профессором берлинского университета Теодором Шиманом, а также членом нашей государственной думы Акакием Ивановичем Чхенкеле и председателем петроградской комиссии партии народной свободы комитета помощи русским на чужбине. Руководительница экскурсии добилась встречи с Кареевым, принявшим активное участие в будущей судьбе туристок. Женщинам выдали необходимое количество средств для оплаты проживания в пансионе. Через испанское посольство Кареев добился получения денежной суммы на выезд экскурсанток из Германии.  Немаловажно отметить, что, когда хозяйка пансиона узнала о постепенно улучшающемся положении россиянок, она увеличила сумму за проживание и потребовала от женщин в залог их золотые украшения. Руководительница туристической делегации с трудом уладила назревавший конфликт. 23 августа 1914 года экскурсия во главе с профессором Кареевым покинула Берлин и затем пересела на шведский пароход, капитан которого запретил россиянкам заезжать в Стокгольм, что было странным, учитывая дружелюбное отношение шведского населения к женщинам. Впоследствии экскурсантки пересели на русский пароход и отправились в Финляндию, где им был выделен бесплатный экстренный поезд до Петрограда. 

Свидетельство новохопёркой учительницы Скороход - Левченко раскрывает отношение германских властей к российским экскурсантам в начале Первой мировой войны. Как отметил Дмитрий Вячеславович, многие участники туристических групп, тем более женщины, относились к особой категории лиц согласно международным законам - воющие стороны были обязаны предоставлять туристам право своевременного возвращения на Родину, чего не произошло в рассказанной истории. Мужчины стали военнопленными, а женщины с большим трудом через содействие международной гуманитарной организации приехали обратно в Россию.

Такие разные судьбы воронежцев, побывавших в плену, и освещала воронежская пресса того времени.
В конце семинара эксперт отвечал на вопросы слушателей, и была также проведена памятная фотосессия с участниками лекции.

Текст - Пальмова Анастасия
Фото - Полухина Ольга