Николай Куликов: «Я проповедую драматургию»

23 апреля в рамках кинофестиваля «Новый горизонт» прошла  лекция Николая Куликова на тему «Сценарий — искусство задавать вопросы». Задавались они, прежде всего, фильму, а уже затем — Николаю. Сценарист рассказал, зачем похудел на 20 килограммов и посоветовал несколько достойных фильмов, которые обязательно нужно посмотреть.

Николай Куликов представил себя зрителям сам: «Я считаю себя сценаристом-евангелистом. Я проповедую драматургию». Когда он признался, что поддерживает больше коммерческий кинематограф, чем артхаус (кинопрокатная ниша, в которую попадают фильмы, не рассчитанные на широкую аудиторию — примечание автора), две девушки вышли из зала. 

— А, коммерческий кинематограф! Пошли отсюда! — шутливо отреагировал Николай, подумав, что девушки ушли именно из-за этого.
Сценарист рассказал, почему сближает свою работу с деятельностью священника: «Я начал проповедовать драматургию, когда увидел проблему: ни один российский фильм ещё не собрал 100 млн. долларов». Куликов утверждает, что «мы (российский кинематограф) должны как индустрия сильно измениться». Николай считает глупым разговор о структуре российского киноиндустрии, так как её работники не знают, зачем создают кино.

Таким образом, сценарист подвёл аудиторию к главному вопросу — вопросу, который нужно задавать себе перед тем, как снимать кино. Куликов предложил гостям лекции угадать этот вопрос. Из зала звучали такие варианты, как: надо ли, зачем, про что? Но никто не догадался, что речь идёт о вопросе: «А смысл?». 

Лектор спросил, сколько людей в зале хотят стать сценаристами. Подняли руки четыре человека, что уже его обрадовало. И чтобы показать применение вопроса «А смысл?» на практике, Николай рассказал обучастниках сценарной премии «Слово» имени Валентина Черных — советского киносценариста и драматурга. 

— В двух из трёх дебютирующих фильмов главный герой — это… Угадайте кто. Правильно, сценарист! Ведь есть же мантра: пиши о том, о чём знаешь. Но на какой бы фильм вы пошли: «Дэдпул», «Зверополис» или «Писака» (вымышленный фильм — примечание автора)? Конечно, на «Зверополис», — сказал Николай Куликов, сценарист фильма «Горько». 

Чтобы никто в зале не снимал фильмы, которые будут интересны только им самим, лектор предложил схему вопросов. Их нужно задавать себе, когда сочиняете историю для фильма. Первое, что приходит в голову — это герой, но здесь важнее не кто он, а какой. К концу картины герой должен ещё и измениться — такой приём в кино называется «арка». Следующий вопрос: чего хочет (герой)? Это желание, по словам Николая, делится на «want» и «need». Переводя эти базовые слова в английском языке, сценарист встретил недоумённые взгляды публики. Он признался, что ещё не знает, с какой аудиторией работает и спросил: «Кто может читать книги на английском языке?». Руки подняли всего несколько человек, но уже это обрадовало Куликова и натолкнуло его на мысль: «Москва — город безграмотных лоботрясов».

— Без английского в кино делать нечего, так как вся коммуникация на английском. Если вы не прочтёте нужное сами, то вам придётся ждать не всегда качественный перевод или такого же, как я, заезжего орла, который вам всё растолкует, — пояснил сценарист фильма «Легенда №17».

Затем, ссылаясь на теоретика искусства написания киносценариев — Роберта Макки, сценарист обозначил следующий вопрос: кто/ что может? Если «кто/что» не получит, того, что хотел, то умрёт в этом фильме. 

И последний этап, самый главный: тема фильма. 
— Мне всегда помогает формулировать тему фильма побудительное предложение, — сказал Николай и добавил, что нужно выводить из фильма мораль и побуждать человека менять свою жизнь.

Затем лектор поведал, что многие фильмы — это истории достижения успеха. Но чтобы сценарий сработал, нужно работать не менее десяти лет. 

— Я с детства читал много мемуаров. Например, певицы Светы. Меня интересовало, в какой момент жизни человек загорается идеей и начинает её воплощать, — вспомнил стендап-комик.

После этого Куликов обратился к фильму «Идентификация Борна». Он рассказал, что главная идея картины в том, чтобы показать суперагента не «шагающим по чёрной икре», а обычным человеком. Показывая важность этой темы, Николай перефразировал цитату известного сценариста, Ричарда Кёртиса: «Нам кажется, что нас должны трогать фильмы про фантастических (слово «фантастических» является авторским обобщением) людей, но мы как зрители и как люди редко сталкиваемся с такими ситуациями».
Потом сценарист порекомендовал аудитории посмотреть фильмы «Ноттинг Хилл» и «Реальная любовь». А ещё он вновь вспомнил Ричарда Кёртиса, который во время ступора в работе писал прямым текстом, о чём фильм. Куликов отметил, что это должно выражаться в дискуссии о ценностях. По его словам, всегда интересно смотреть на то, как герои фильма делают моральный выбор. 

— Российскому кинематографу не хватает конфликта ценностей, — сказал сценарист фильма «Экипаж» и сослался на фильмы, в которых, по его мнению, конфликтов ценностей хватает. К ним лектор отнёс «Матрицу», «Тёмного Рыцаря», картину «Ниночка» 1939 года, мультфильмы «Зверополис», «Кунг-фу Панда» и новинку проката — фильм «Экипаж».

— Если у вас есть антагонист (персонаж, противодействующий главному герою — примечание автора) в истории, нужно попробовать рассказать историю с его точки зрения. Никто, проснувшись утром, не решает стать плохим. Даже Гитлер не знает, что он — злодей, — рассказал сценарист первого сезона шоу «Вечерний Ургант».

Если вы думаете, что ваша жизнь серая и вам не о чем снимать кино, то вы ошибаетесь. По словам Николая Куликова, если вы возьмёте свой сокровенный смысл и сможете выстроить его по всем законам ремесла, то ваш фильм точно будет иметь успех. А если вы всё ещё считаете своё бытие неинтересным, то авторский трюк лектора «Нового горизонта» специально для вас: «Представь, что ты — тридцатилетний лоб или лбица — отправился в прошлое, где тебе 14-15 лет. Что ты себе скажешь в виде побудительного предложения? Я бы сказал себе что-то о призвании, «не пытайся понравиться окружающим».

Вспомнив своё детство, Николай рассказал, что был полным мальчиком, который предпочитал книги глупым играм со сверстниками. Сейчас он об этом не жалеет, потому что те мальчишки до сих пор играют в них, а он стал хорошим сценаристом. К тому же яркое напоминание о прошлом — 20 лишних килограмм — Куликов сбросил во время написания сценария для фильма «Я худею» в соавторстве с Алексеем Нужным.  По словам Николая, это будет фильм о том, как девушка пыталась похудеть, чтобы выйти замуж.

Вопрос из зала: «Почему в российском кино отсутствует фантастика?»

— Она отсутствует, потому что вы её не написали. Делать фантастику дорого. Попробуйте написать основу, которую захотят оторвать с руками. Мы не можем ничего противопоставить ни «Дэдпулу», ни «Зверополису». Очень мало у нас профессионалов в стране. Мы можем противопоставить только смысловую составляющую. Например, фильм «Левиафан», — ответил гость кинофестиваля.

А ещё Николай объяснил, почему вносит правки в сценарий по ходу работы над фильмом. Для этого он вспомнил одного из величайших режиссёров современности — Мартина Скорсезе. Зачем лауреат премии «Оскар» просит новичков снять человека, разговаривающего  по телефону спиной к зрителям? Ответ прост: если в фильме что-то пойдёт не так, то можно при озвучке этого персонажа всё исправить. 

— Я поставил себе задачу: не писать скучных сцен. Если в «Экипаже» будет скучная сцена, то писал её не я, — сказал Николай Куликов, скромно рекламируя свой новый проект.

Вопрос из зала: «Почему вы больше не пишите сценарии для шоу?»

— Я для «телека» не подхожу. Я телевизор не смотрю. Я никогда не советовал смотреть серию «Вечернего Урганта». К концу первого сезона я понял, что это не моё и сказал, что ухожу из шоу на 30 секунд раньше главного редактора. Мне ближе «стендап» (сольное юмористическое выступление перед живой аудиторией — примечание автора), когда я могу работать лучше. Если человек заснул, я делаю для себя пометку: надо работать лучше, — поделился мнением стендап-комик.

После трёхминутного перерыва Николай Куликов снова вернулся к обсуждению темы фильма. Здесь он вспомнил свои работы: «Легенду №17», в которой воплотилось «самое главное в фильме — изменение героя», и «Экипаж», в котором определённо есть конфликт ценностей. Говоря о втором фильме, сценарист похвастался: «Я вошёл в проект, когда уже была история, которую нужно исправить. Тогда, конечно, обратились ко мне!».

Решаюсь сама задать вопрос: «Как вы думаете, после вашей лекции кто-нибудь напишет хороший сценарий?»

— Нет. На это нужно очень много времени. Но я на это надеюсь. Я рассказал какие-то любопытные идеи. Надеюсь, они начнут двигать плиты внутри людей и сподвигнут их на какое-либо творчество — ответил сценарист.

Вопрос из зала: «Артхаус снимать не нужно?»

— Если хотите, напишите. Мой товарищ снял фильм за 2 млн. долларов, а заработал на нём 50 тысяч долларов. Если вы считаете, что эти 10-ти тысячам зрителей нужен этот фильм, то делайте это. Но мне непонятно, почему нужно тратить на это деньги. Каждому купившему билет можно просто дать по 200 долларов, — сказал Николай Куликов.

Когда я брала автограф у сценариста после лекции, передо мной  проскочила директор организации "Детский центр кино-видео творчества «ЛЮТиК» Юлия Рыбакова. Она спросила  Николая о том, как продвигать короткометражки, которые снимает с детьми. Куликов посоветовал ей связаться с ним в Facebook, на что Юлия развела руками — её в этой социальной сети нет.

— Милая моя, ну как же так? Сейчас всё продвигается через социальные сети! — возмутился с улыбкой лектор, взял огромный голубой рюкзак и ушёл без охраны из «Спартака», но обещал вернуться. 

Автор: Алина Морозова