Макашевские просторы

Здесь представлена работа в номинации «История моей малой Родины» конкурса «Наследие предков – молодым» 2019 года. Автор – Анна Артюхова. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie.

Макашевские просторы.

Макашевские просторы.
Я люблю своё село родное,
Его манящие просторы,
Большие снежные сугробы,
На окнах зимние узоры.
Блещет золотым нарядом осень,
Листвою покрывая всё в округе,
Ветер листья кружит, вдаль уносит,
Деревья клонятся друг к другу.
Весной в моём селе разлив широкий
Выходит с берегов прекрасного Хопра,
Птицы, радуясь весне, щебечут звонко.
Неописуема в округе красота.
Цветёт черёмуха, сирень, плодовые деревья,
Распространяя запах неземной,
Солнце весело и ярко светит,
Маня к себе своею красотой.
Летом трель соловья слышна повсюду,
Нас заставляя песни напевать,
Отсчитывает годы нам кукушка,
И над селом красиво аисты летят.
Им с высоты видны леса, озёра,
Луга цветущие и золото хлебов,
Зелень трав играет своим шёлком,
Скрывая воды ключевые родников.
Наш край воронежский богат природой,
Щедро дарит нам любовь и красоту,
Славится земля добрым народом,
Несёт в себе тепло и доброту.
Богата сёлами Россия,
Не оскудеет русская земля,
Но нет для нас села красивей,
Чем щедрая Макашевка моя!

У каждого человека есть свой родной край. Родной край – это маленькое или большое, но очень дорогое сердцу человека место, где он родился, вырос и прожил свою жизнь. С ним связаны самые радостные события, самые теплые воспоминания и веселые истории. Роднее и красивее места просто нет во всем мире.

Я родилась в селе Макашевка. Наше село не большое, численность его населения 1043 человека, из них детей и молодежи - 210 человек. Расположено оно в самой восточной окрестности Борисоглебского района и Воронежской области, у границ Саратовской, Тамбовской и Волгоградской областей.

В этом году моему родному селу исполнилось 256 лет. Дата его рождения известна – 4 ноября 1762 года, когда Екатерина 2, разогнала Запорожскую Сечь, и одна из групп казаков, из Черниговской и Сумской губернии, уехали искать место для поселения.

Казаки стали семьями расселяться на Кубани, по Дону и его притокам, одна из групп осела на реке Хопёр, облюбовав живописное и богатое зверем и рыбой место. 

Командиром казачьего войска был Макашов, откуда и произошло название нашего села. В пользу этой версии работает тот факт, что Макашевка является единственным селом, где говорят на суржике (разговорном языке, включающим в себя элементы русского и украинского). Сейчас, к сожалению, диалект этот постепенно утрачивается. Для его сохранения, в нашей газете «Макашевские вести» открыли рубрику «Словарь местных слов» на самой последний странице, где в каждом выпуске напечатаны слова. (ВикОнницы – ставни, вИхоть -тряпка, дробЫна – лестница, сапАчка – тяпка, грабАрка – совковая лопата, зАступ – штыковая лопата, сэкЫра – топор, глЭчик – глиняная крынка, глЯконка – простокваша, нАволочь – тучи).

Первые поселенцы осели, где сейчас находится наша больница. На этом месте стоял бывший поповский дом. Первые жители построили деревянную церковь из местного дуба. По словам нескольких жителей села, церковь сгорела дотла. 

Позже были построены магазины, открылся трактир (здесь теперь сельповские подвалы), который сгорел в годы восстания. Было построено три ветряных мельницы, которые разрушили в 30-х годах, так как в Макашевке появился первый паровой двигатель на жидком топливе. Он работал на чистой нефти. Село росло. Численность населения составляла почти 5500 человек.

Местные жители занимались разным ремеслом. Сапожники шили хромовые сапоги с козырьками. Кожаные подошвы прибивали деревянными гвоздями, изготовленными из черноклёна. Портные шили шубы и тулупы из овечьих овчин. Вальщики валяли валенки из овечьей шерсти. Были в селе свои кожемяки, которые вырабатывали кожи на хром. Кожемяка, по прозвищу «Сват-брат», выделывал такие кожи. Вся продукция местных ремесленников продавалась на местном рынке. Два раза в неделю (воскресенье и четверг) в селе проводились базары. Сюда приезжали и с других сёл с разными товарами. Здесь можно было купить различные ткани, одежду, обувь. Продавалась царицынская рыба – колодочка в бочках, белый ситный хлеб, крендели пресные и кислые. А карайские мастера торговали глиняными горшками. Торговля продвигается и в нынешнее время, так же два раза в неделю (понедельник и четверг). Сюда приезжают со своими товарами с нашего округа, и даже с Саратовской области города Балашов. 

А в этом, 2018-ом году, на берегу реки Хопер, жителями нашего села, была обнаружена гончарная печь. Тут надо иметь в виду, что представление о керамике и изразцах конца XVIII— начала XIX века в археологической науке пока самое общее, отсутствует чёткое морфологическое и хронологическое деление. Потому что до недавнего времени не стояло такой задачи — изучать предметы археологической культуры той эпохи. Но в 2014 году вышел закон, согласно которому объектами археологического наследия считается всё, что старше 100 лет. То есть артефакты времён Первой мировой и Гражданской войн уже являются предметом археологического изучения. На месте находки обнаружили также печные изразцы и фрагменты глиняных изделий. Их передали в сельский музей. Эта находка доказывает, что в XVIII веке гончары в селе были. Хоть часть печи обвалилась вместе с почвой, можно сказать, что она довольно большая и двухкамерная.

В начале 20-го века был построен деревянный храм по проекту местного жителя А. А. Алексина. По мнению старожилов села, макашевская церковь превосходила своей красотой и величием всех рамы в округе. В 30-е годы храм подвергся разорению. В 1948-м году храм был окончательно разломан, часть его была вывезена в Байчурово для строительства общественного здания. Сегодня в нем находится молельный дом. Так драматично и в то же время символично завершилась судьба Рождественского храма.

Несколько десятилетий в селе не было ни священника, ни храма. Некоторые религиозные обряды совершались в домах местных монахинь. И вот наконец в 2017-м году появился свой священник – иерей Сергей Босенко. Сейчас собираются деньги на построение нового храма.

На том месте, где была старая церковь теперь стоит котельная и новая школа. Эти здания стоят на могилах наших предков, так как возле церкви было кладбище, на котором хоронили только священников и знатных людей села. 

В школе, в которой я училась, в следующем году исполнится 80 лет. Рядом с ней расположено старинное здание – настоящая достопримечательность села. Здание это - старая земская школа. Селяне называют её «красной», видимо из-за цвета её кровли. Но мне кажется, что так школу называют ещё и потому, что она очень красивая. Одноэтажное деревянное здание сделано из цельных брёвен и стоит на высоком кирпичном цоколе. Окна украшены резными наличниками. Радуют глаз богато декорированные резьбой карнизы. Эти деревянные кружева и резные элементы создают ощущение лёгкости и придают монументальному зданию удивительно нарядный вид.

От старожилов села мне удалось узнать, что лес для строительства использовали не местный, а более качественный привозной. К сожалению, наша «красная» школа осталась в селе единственным деревянным строением, сохранившимся с конца 19 века. Земская школа является памятником истории и культуры и входит в перечень объектов культурного наследия Воронежской области. Подтверждение этому я нашла на сайте Департамента культуры Воронежской области, а также в книге А. А. Зайцевой и Л. В. Кригер «Историко-культурное наследие Борисоглебской земли (материалы Свода памятников Воронежской области)», изданной в Москве в 1994 году. Там же сообщается, что начальное народное училище (земская школа) было открыто в 70-е гг. 19 века. Содержалось на средства сельского сообщества и Новохопёрского земства. В 1882/83 учебном году школу посещали 95 мальчиков. В отчёте о состоянии начальных народных училищ Новохопёрского уезда за 1881/82 учебный год Макашевское училище названо среди лучших земских школ. В 1912/13 учебном году в школе было 148 учеников. 

В наши дни здание является филиалом Макашевской школы, и до недавнего времени в нём располагались ученические мастерские и школьный краеведческий музей «История села». Решение об организации музея Боевой Славы было принято в 2000-м году, при подготовке к 55-й годовщине Победы. В короткий срок, за пять месяцев был реставрирован старый материал, проведена поисковая работа и оформлен зал «Боевой славы». В этом зале экспонируются документы, фотографии, письма с фронта, переписка с однополчанами, личные вещи солдат, трофеи. Среди них присутствуют материалы об уроженцах села, альбомы со списками погибших односельчан. В День Победы в 2000г. была организована первая экскурсия для ветеранов ВОВ, жителей села и гостей. Музей стал функционировать. Двумя годами позже был открыт другой зал музея, в котором разместили экспонаты, отражающие жизнь и историю нашего села с XYIII в. до наших дней. В этом зале были оформлены экспозиции: «История села», «История колхоза», «История школы», «Крестьянский быт конца XIX в.». Этот зал распахнул свои двери 4 ноября 2002-го года на День села. В 2001-м году краеведческий уголок был паспортизирован и ему присвоено звание "Школьный музей".

Сейчас здание закрыто, так как находится в аварийном состоянии: протекает крыша и начинает рушиться потолок, подгнивают брёвна, разрушается и местами отвалилась резьба, требует ремонта кирпичный цоколь. Меня это очень печалит, ведь если не предпринять никаких действий, мы можем потерять нашу красивейшую достопримечательность. Но, я верю, что ещё для многих поколений рядом с новой Макашевской школой будет стоять как символ преемственности и сохранения наших культурных отреставрированная старинная «красная» школа.

От основателей нашего родного села следующие поколения макашан унаследовали уклад жизни, традиции, обычаи и культуру. В 1989-м году был построен сельский Дом культуры. Макашевский СДК в рамках своей деятельности ежегодно проводит для жителей села более 280 культурно-досуговых мероприятий, среди которых концерты, выставки, праздники, народные гулянья, вечера отдыха. В нашем Доме культуры есть вокальный ансамбль «Коханочка», который был основан еще в 1979-м году. Этот ансамбль существует и сейчас, в составе ансамбля 18 человек в возрасте от 17 до 65 лет, и я также являюсь участницей нашего творческого коллектива. Участники ансамбля - это люди разных профессий, которые с большим интересом участвуют в творческой деятельности, успешно совмещая занятия в ансамбле со своей трудовой деятельностью. В 2017-м году ансамбль «Коханочка» получил звание народников. Ансамбль исполняет народные песни Воронежской области, русские народные песни, казачьи народные песни, также в репертуаре ансамбля присутствуют белорусские и украинские народные песни. «Коханочка» принимает участие не только во всех культурно-досуговых мероприятиях Макашевского сельского Дома культуры, культурных мероприятиях Борисоглебского городского округа, но и в мероприятиях областного и межрегионального значения.

Уже 3-ий год подряд в Макашевском СДК проходит молодежная ассамблея национальных культур «Созвездие дружбы». В межнациональном празднике принимают участие сельские учреждения культуры «Централизованной клубной системы». Фестиваль со всего округа объединяет свыше 280 представителей молодежных творческих групп. Группы изучают традиции и культуры разных народов, проживающих на территории Борисоглебского городского округа, представители разных национальностей, коллективы художественной самодеятельности г. Борисоглебска. Без исключения и наше село полно людей разных национальностей. В нем живут украинцы, чуваши, белорусы, казаки, буряты. 

Ассамблея позволяет молодёжным группам показать свой творческий потенциал, познакомить их с самобытными традициями, продемонстрировать жителям округа богатую культуру разных национальностей.
Ассамблея представляет разные номинации:
- «Ярмарка вкуснятины». На этой выставке участники поражают зрителей кулинарными изделиями. Здесь они представляют национальные мясные блюда украинцев, узбеков, казаков, татар, корейцев и др. 
- «Многоликий Борисоглебск». Эта выставка знакомит всех присутствующих с многообразием национального и этнического колорита, народными костюмами, изделиями декоративно-прикладного творчества и ремёсел.
- «Виртуальная выставка» (видеофильмы о мастерах и художниках);
- «Видео-арт» (изоискусство с использованием видеотехники);
- «Национальный фотохудожник». Представляет удивительные работы молодых фотографов.
- «Этно-диджейское творчество». Представляет музыкальное смешение современных и национальных мелодий.
- «Сценическое мастерство». Разноцветную палитру национальностей представляет на конкурс молодёжь округа: звучат песни на украинском и башкирском языках, исполняются узбекские, татарские, молдавские, греческие танцы.

Эти 3 года подряд село Макашевка является победителем среди всех участников нашего округа молодежной ассамблеи «Созвездие дружбы».

Народная культура – это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи и верования; мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Работники Макашевского СДК стараются сохранять народную культуру села.
В настоящее время часто говорят об утрате нашим народом корней. Русская культура сегодня не пользуется широкой популярностью. Конец прошлого и начало нынешнего века нанесли невосполнимый урон нашей глубинке: безвозвратно утеряны целые пласты народной культуры. Многие русские не готовы хранить и распространять свои родные песни, игры, рассказывать народные сказки, носить традиционный костюм, а молодёжь не задумывается, насколько древней является наша история.

Среди учащихся в возрасте от 14 до 18 лет было проведено анкетирование по выявлению уровня их краеведческих знаний и отношения к изучению и сохранению родной истории и культуры. В исследовании приняли участие 45 молодых людей. 44 человека положительно ответили на вопрос: «Хотел бы ты изучать историю и культуру предков?». 49% респондентов хотят сами участвовать в исследовательской работе, 38% - получать информацию в готовом виде, 13% - затруднились ответить. На вопрос «Хотел бы ты носить народный костюм: постоянно, по праздникам, только померить» большинство опрошенных (63%) ответили «только померить». В целом результаты опроса свидетельствуют о невысоком уровне краеведческих знаний среди подрастающего поколения, а также о том, что большинство опрошенных проявляют интерес к познанию культурных традиций, обрядов и обычаев родного края, но стесняются носить родную одежду. 

Работники Макашевского СДК стараются сохранить и поддержать интерес к народной культуре, одежде, песням, играм, языку, обычаям и обрядам. Поэтому, в 2016 году была придумана культурно-просветительская акция «Назад в будущее». Организаторы ставили перед собой цель: возвратить в обиход русский народный костюм и его элементы.

Акция призвана решать следующие задачи:
- пробуждение интереса к традиционному русскому костюму, песням, играм, ремёслам, родному языку;
- изучение и сохранение родной культуры, родного языка, возрождение обрядов и обычаев;
- создание атмосферы сотворчества и эмоционального подъёма, массовое вовлечение жителей (в первую очередь детей и молодёжи) в сферу творческого досуга. 

Название акции символично. Без прошлого не может быть будущего, поэтому мы должны помнить свою историю и культуру, беречь и изучать свой язык, любить и сохранять свою Родину, за которую отдавали жизни наши деды и прадеды. Чтобы уверенно идти в будущее, необходимо оглянуться назад, найти и вспомнить свои корни, то важное, что мы потеряли и забыли. Акция рассчитана на привлечение всех слоев населения, но в первую очередь на детей и молодежь. Именно им строить будущее страны, сохранять культурное и языковое наследие. Поэтому акция проводится в самом тесном взаимодействии со школой и детским садом. Изюминка в том, что жители села несколько дней носят традиционную народную одежду. 

Акция существует три года. В 2016 году в необычном мероприятии поучаствовали более 40 человек. А в 2017 году участников было уже около 75 человек. Четыре дня школьники, работники сельского магазина, почты, территориального отдела администрации БГО, детского сада и все желающие ходят на работу и учебу в народных костюмах. Открытие акции происходит следующим образом: рано утром все выходят ряженые и собираются в центре села. Здесь они поют песни, водят хороводы, играют в забытые игры, и все для того, чтобы вернуть интерес к русской культуре. В Макашевской школе на уроки дети приходят и учатся в народных костюмах. В яркие народные костюмы облачаются даже директор и заместитель школы, чтобы приобщать молодежь собственным примером.

Акция вышла на уровень Борисоглебского городского округа. Наши соседи село Губари любезно предоставили костюмы, в заключительном концерте участвовали творческие коллективы из Борисоглебска, Губарей, Тюковки, Третьяков. Освещали мероприятие СМИ округа и области. В этом же году об акции «Назад в будущее» была опубликована статья в сборнике Воронежского института развития образования. А 26 мая 2018-го года макашане были приглашены в Воронеж на благотворительный фестиваль «Добрый край Воронежский», где они представляли интерактивную программу о своей акции.

Так же не обойтись работникам СДК и сельской библиотеки без краеведческой деятельности. Сохранение и передача культурных традиций во времени и в пространстве, обеспечение преемственности, олицетворение памяти поколений – новые функции, которые выполняют на современном этапе Дома Культуры и библиотеки.

Доброй традицией стало проведение в Макашевке фольклорных посиделок и праздников. Уже третий год 6 января в рождественский сочельник Макашевская библиотека и Макашевский СДК проводят реконструкцию обряда колядования. На протяжении этих лет ребята из клуба «Солнышко» и все желающие изучают обычаи и традиции этого замечательного праздника. Под руководством заведующей библиотекой Е. Г. Скрябиной и культорганизатора Макашевского СДК О. В. Герц готовятся костюмы и пишется сценарий действия, собираются местные колядки и обряды. Так в Макашевке традиционно разводят костры в ночь перед Рождеством: «греют ножки Христу». В этом году был зафиксирован и воспроизведён ещё один местный обычай – в красный угол под иконы ставится корзина с сеном, покрытая салфеткой или рушником для младенца Христа. Таким образом, люди ждут его рождения.

В этом году в рождественский сочельник первая часть праздничного действия – зачин – проходила в СДК в импровизированной славянской горнице, где были накрыты столы с обязательными святочными блюдами: кутьёй, узваром, кнышами. Кутьёй угостили всех, даже символического Мороза, чтоб не поморозил посевы. Продолжилось красочное действо на улице. По традиции был разведён костёр, в гору вкатили горящее колесо, и по вечерней Макашевке пошли с песнями ряженые. В домах исполнялись малоросские песни-колядки, разыгрывались забавные сценки, хозяевам желали достатка, добра и благополучия. Завершились колядки традиционным пиром и святочными гаданиями в славянской горнице. Совместно всеми участниками праздника было принято решение передать часть денежных средств, собранных колядующими, на строительство храма Рождества Христова в селе Макашевка.

Еще хочу отметить наши главные достопримечательности села: 
1. Памятник, посвященный борцам за власть советов. Это небольшой памятник, представляет собой установленную на низкий пьедестал бетонную плиту. В ее левой части помещено изображение устремленного вперед красноармейца, сопровожденное словами из песни на стихи Леонида Дербенёва: «Мы твои, революция, навсегда, навсегда!». В правой части на мраморном основании выгравированы слова «Борцам за власть советов в селе Макашевка» и перечислены фамилии погибших борцов.
2. Мемориальный комплекс, посвященный односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг.
Мемориал был торжественно открыт в 1970 году на центральной площади села Макашевка рядом с Домом культуры к 25-летию Победы в Великой Отечественной войне. Три ступени ведут к бетонной стене с барельефным изображением солдатской матери, справа от которого находятся списки макашевцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. В верхней части стены надпись: «Склоним головы перед памятью тех, кто отдал свою жизнь ради спасения Родины». В центре мемориала перед бетонной стеной находится ниша со звездой для Вечного огня, в правой его части установлен памятник – на постаменте, облицованном кирпичом, фигура солдата с автоматом на груди. С момента открытия, мемориал памяти землякам подвергался только косметическому ремонту. 

В этом, 2018-ом году, из областного бюджета были выделены средства в рамках региональной программы «Содействие развитию муниципальных образований и местного самоуправления». На эти деньги мемориал отделали керамической плиткой и заменили 27 гранитных плит с именами погибших красноармейцев. Также тротуарной плиткой была выложена площадка у памятника и дорожка. На основании вышеизложенного я смогла задуматься над вопросом: так что же такое малая Родина для меня? Это село, в котором я живу. Село с богатой историей, красивыми уникальными памятниками и музеями. Место, которым горжусь, историю создания которого я знаю теперь хорошо.

Список литературы:
1.  Воспоминания старожилов села Макашевка:
Дегтярёва Петра Ивановича 1931 года рождения;
Сивороговой Марии Фёдоровны 1930 года рождения;
Гончарова Михаила Петровича 1903 года рождения.
2.  А. А. Зайцева, Л. В. Кригер «Историко-культурное наследие Борисоглебской земли (материалы Свода памятников Воронежской области)», Москва, 1994 г.