Фильм «Викинг» (Рецензия Евгения Киселева)

29 декабря на экраны вышел фильм «Викинг». Так уж случилось, что тема Древней Руси нечасто привлекала внимание отечественных кинематографистов – как в СССР (тут можно вспомнить только «Ярослав Мудрый» (1981), «Легенда о княгине Ольге» (1983), «И на камнях растут деревья» и «Русь изначальная» (оба 1985)), так и в РФ («Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко» (2004) и «Ярослав. Тысячу лет назад» (2010)). Поэтому неудивительно, что новый фильм обязательно привлечет к себе внимание.

С другой стороны, когда ещё в процессе съемок фильма узнаёшь, что снимает его режиссер невыносимо развесисто-клюквенного фильма «АдмиралЪ» Андрей Кравчук, продюссирует Константин Эрнст (то самый на чьем телеканале Малахов выворачивает чужое грязное бельё экскрементами наружу, а Роза Сябитова работает всероссийской сводней), а на роль Свенельда, одного из важнейших сподвижников князя Святослава и его сыновей, взят высокомерный и ленивый Максим Суханов (для сравнения – в фильме «Легенда о княгине Ольге» Свенельда играл Константин Степанков, который исполнил много ролей в фильмах о Великой Отечественной и других войнах, сыграл генерала Панфилова и партизанского командира Ковпака, так что получилось полное попадание в летописный образ), то становится ясно – ничего хорошего от фильма ждать не приходится!

Теоретически, можно считать, что в основу фильма лег фрагмент «Повести временных лет» о жизни Владимира Святославовича в период между смертью его отца и крещением Руси:
« В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: "Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя". И сказал им Святослав: "А кто бы пошел к вам?". И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: "Просите Владимира". Владимир же был от Малуши - ключницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: "Дай нам Владимира", Он же ответил им: "Вот он вам". И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец.
...
В год 6483 (975). Однажды Свенельдич, именем Лют, вышел из Киева на охоту и гнал зверя в лесу. И увидел его Олег, и спросил своих: "Кто это?". И ответили ему: "Свенельдич". И, напав, убил его Олег, так как и сам охотился там же, И поднялась оттого ненависть между Ярополком и Олегом, и постоянно подговаривал Свенельд Ярополка, стремясь отомстить за сына своего: "Пойди на своего брата и захвати волость его".
...
 В год 6485 (977). Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю. И вышел против него Олег, и исполчились обе стороны. И в начавшейся битве победил Ярополк Олега. Олег же со своими воинами побежал в город, называемый Овруч, а через ров к городским воротам был перекинут мост, и люди, теснясь на нем, сталкивали друг друга вниз. И столкнули Олега с моста в ров. Много людей падало, и кони давили людей, Ярополк, войдя в город Олегов, захватил власть и послал искать своего брата, и искали его, но не нашли. И сказал один древлянин: "Видел я, как вчера спихнули его с моста". И послал Ярополк найти брата, и вытаскивали трупы изо рва с утра и до полдня и нашли Олега под трупами; вынесли его и положили на ковре. И пришел Ярополк, плакал над ним и сказал Свенельду: "Смотри, этого ты и хотел!". И похоронили Олега в поле у города Овруча, и есть могила его у Овруча и до сего времени. И наследовал власть его Ярополк. У Ярополка же была жена гречанка, а перед тем была она монахиней, в свое время привел ее отец его Святослав и выдал ее за Ярополка, красоты ради лица ее. Когда Владимир в Новгороде услышал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море. А Ярополк посадил своих посадников в Новгороде и владел один Русскою землею. 
...
  В год 6488 (980). Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: "Идите к брату моему и скажите ему: "Владимир идет на тебя, готовься с ним биться"". И сел в Новгороде. 

 И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: "Хочу дочь твою взять себе в жены". Тот же спросил у дочери своей: "Хочешь ли за Владимира?". Она ответила: "Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка". Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в Турове, по нему и прозвались туровцы. И пришли отроки Владимира и поведали ему всю речь Рогнеды - дочери полоцкого князя Рогволода. Владимир же собрал много воинов - варягов, словен, чуди и кривичей - и пошел на Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены.
 

 И пошел на Ярополка. И пришел Владимир к Киеву с большим войском, а Ярополк не смог выйти ему навстречу и затворился в Киеве со своими людьми и с Блудом, и стоял Владимир, окопавшись, на Дорогожиче - между Дорогожичем и Капичем, и существует ров тот и поныне. Владимир же послал к Блуду – воеводе Ярополка, - с хитростью говоря: "Будь мне другом! Если убью брата моего, то буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, но он. Я же, убоявшись этого, выступил против него". И сказал Блуд послам Владимировым: "Буду с тобой в любви и дружбе". О злое коварство человеческое! Как говорит Давид: "Человек, который ел хлеб мой, возвел на меня клевету". Этот же обманом задумал измену своему князю. И еще: "Языком своим льстили. Осуди их, Боже, да откажутся они от замыслов своих; по множеству нечестия их отвергни их, ибо прогневали они тебя, Господи". И еще сказал тот же Давид: "Муж скорый на кровопролитие и коварный не проживет и половины дней своих". Зол совет тех, кто толкает на кровопролитие; безумцы те, кто, приняв от князя или господина своего почести или дары, замышляют погубить жизнь своего князя; хуже они бесов, Так вот и Блуд предал князя своего, приняв от него многую честь: потому и виновен он в крови той. Затворился Блуд (в городе) вместе с Ярополком, а сам, обманывая его, часто посылал к Владимиру с призывами идти приступом на город, замышляя в это время убить Ярополка, но из-за горожан нельзя было убить его. Не смог Блуд никак погубить его и придумал хитрость, подговаривая Ярополка не выходить из города на битву. Сказал Блуд Ярополку: "Киевляне посылают к Владимиру, говоря ему: "Приступай к городу, предадим-де тебе Ярополка". Беги же из города". И послушался его Ярополк, выбежал из Киева и затворился в городе Родне в устье реки Роси, а Владимир вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне, И был там жестокий голод, так что осталась поговорка и до наших дней: "Беда как в Родне". И сказал Блуд Ярополку: "Видишь, сколько воинов у брата твоего? Нам их не победить. Заключай мир с братом своим", - так говорил он, обманывая его. И сказал Ярополк: "Пусть так!", И послал Блуд к Владимиру со словами: "Сбылась-де мысль твоя, и, как приведу к тебе Ярополка, будь готов убить его". Владимир же, услышав это, вошел в отчий двор теремной, о котором мы уже упоминали, и сел там с воинами и с дружиною своею. И сказал Блуд Ярополку: "Пойди к брату своему и скажи ему: "Что ты мне ни дашь, то я и приму"". Ярополк пошел, а Варяжко сказал ему: "Не ходи, князь, убьют тебя; беги к печенегам и приведешь воинов", и не послушал его Ярополк. И пришел Ярополк ко Владимиру; когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был Ярополк. Варяжко же, увидев, что Ярополк убит, бежал со двора того теремного к печенегам и долго воевал с печенегами против Владимира, с трудом привлек его Владимир на свою сторону, дав ему клятвенное обещание, Владимир же стал жить с женою своего брата - гречанкой, и была она беременна, и родился от нее Святополк. От греховного же корня зол плод бывает: во-первых, была его мать монахиней, а во-вторых, Владимир жил с ней не в браке, а как прелюбодей. Потому-то и не любил Святополка отец его, что был он от двух отцов: от Ярополка и от Владимира.

 После всего этого сказали варяги Владимиру: "Это наш город, мы его захватили, - хотим взять выкуп с горожан по две гривны с человека". И сказал им Владимир: "Подождите с месяц, пока соберут вам куны". И ждали они месяц, и не дал им Владимир выкупа, и сказали варяги: "Обманул нас, так отпусти в Греческую землю". Он же ответил им: "Идите". И выбрал из них мужей добрых, умных и храбрых и роздал им города; остальные же отправились в Царьград к грекам. Владимир же еще прежде них отправил послов к царю с такими словами: "Вот идут к тебе варяги, не вздумай держать их в столице, иначе наделают тебе такого же зла, как и здесь, но рассели их по разным местам, а сюда не пускай ни одного".
  И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот.»(перевод Д.С. Лихачева)

Однако, как я уже сказал, это можно считать основой сугубо теоретически, ибо в фильме всё не так – из летописи, похоже, лишь брали имена главных героев, поэтому Олег гибнет во рву не в Овруче, а в Полоцке; Ярополк не ждёт брата в Киеве, а бросает на произвол судьбы пустой город и уходит в степь; степень отношений Владимира и греческой жены его брата не раскрыли; викинги не уходят от Владимира и остаются вплоть до осады Корсуня в 988 г.; Свенельд в летописи последний раз был упомянут в 977 г. и затем, как полагают историки, скончался, а в фильме он дожил до 988 года – и подобное можно перечислять очень долго. А главное – в фильме есть крещение Руси (собственно, ради этого финала всё и затевалось), но нет запечатленного летописью кропотливого и придирчивого выбора будущей государственной религии князем Владимиром! 

Не прибавляет смысла фильму и цитата Мао Цзе-дуна в самом начале – впрочем, уровень фильма такой, что любые цитаты в любом месте фильма уже ничего не испортят...

Словом, «историчность» этого фильма почти сравнялась с «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» – и ещё один миллиард рублей (точнее, 1,25 млрд.) просто выброшен на помойку... Нет, конечно могли бы снять фильм о средневековье на какой-то абстрактной планете – тогда всё было бы на месте, но вот так получилась полная ерунда.

Отдельный вопрос вызывает название фильма. Русские современники так выходцев из Скандинавии не называли – пользовались для этого словом «варяг», да и называть главного героя викингом просто из-за факта, что он какое-то время провел в Скандинавии у родственников, просто глупо! Автор этих строк немалый срок прожил в Риге – однако латышом его от этого никто не считает. Сам главный герой фильма почти ничего не делает – не воюет, не правит и всё как-то образуется само собой, зато исполнителю этой роли Даниле Козловскому явно удались две сцены: галлюцинации и «отходняк» после приёма отвара мухоморов и истерика перед крещением – единственные случаи, когда удалось найти что-то общее между Древней Русью и привычным ему антуражем московского офиса.

 Итак, чему нас учит фильм «Викинг»?
– во время штурма города надо приходить без оружия и ещё полезно в этот момент командиру штурмующих принять в первый раз какой-нибудь наркотик, чтобы на фоне новых ощущений совершенно забыть про руководство своим войском;
– во время обороны города надо подолгу маячить без движения в бойнице;
– нырять лучше всего в доспехах;
– преследовать конницу лучше всего пешком;
– если ты конный лучник и воюешь с пехотой, то ни в коем не надо расстреливать её из луков с безопасного расстояния – а то создатели фильма почему-то считают, что тактика, принесшая победу парфянам в битве при Каррах и погубившая римскую армию вместе с победителем Спартака Марком Лицинием Крассом, не сработает под Киевом...
Словом, не надо делать ничего того, что было в то время ясно всем – от викинга в Исландии до гвардейца византийского императора! Они, дураки, воевали неправильно, но создатель «Адмирала» научит нас как надо!
Ну а съехать с горы на драккарах на конных печенегов – это дурь столь высокого уровня, что Кравчуку и Эрнсту с уважением пожмут руки создатели «Сосисочной вечерники»!

Так что зрителям ещё повезло, что фильм «всего лишь» о Владимире Святославовиче, а не о столь любимых нашей «совестью нации» Сталине или Иване Грозном – нельзя развернуться вовсю и развить, например, тему описанного в летописи гарема на 800 мест. Поэтому всё ограничивается лишь изображением наших с вами предков как диких и кровожадных папуасов, которое только крещение сделало людьми. Во внушении этой не хитрой (а некоторым – и экономически выгодной) и состояла цель съемок фильма – жаль только, что создатели фильма не рассказали, как в христианских Европе и Византии и в то время, и в более позднюю эпоху убийства и жестокие казни на фоне антисанитарии были обыденным явлением и не в религии тут дело. А чтобы не ходить далеко за примером, можно вспомнить, как после смерти Владимира его вполне православные сыновья устроили междоусобную войну с братоубийством ничуть не хуже, чем их языческие отец и дяди.

Подводя итог, хочу посоветовать читателям не ходить на этот фильм: если хочется бодрого боевика про викингов – посмотрите старый добрый фильм «Викинги» с Кирком Дугласом, а если интересует история Древней Руси – то лучше перечитать книги Бориса Рыбакова, Бориса Грекова или Игоря Фроянова.