13 сентября
2019

Секреты гончарного искусства от Светланы Щербининой

Художественная

Жизнь полна ярких моментов и приятных встреч. Одной из таких стало знакомство со Светланой Щербининой — творческой, незаурядной личностью. В прошлом Светлана — режиссер, сценарист, декоратор, организатор поэтических вечеров и всевозможных мероприятий, одним из которых стал известный фестиваль «Этноград».

Сегодня она — владелица гончарной мастерской «Горн». За чашечкой ароматного чая из пряных трав Светлана рассказала читателям сетевого издания «Наша история» о деятельности своей мастерской, а также поделилась секретами гончарного искусства.

ezbk9d4acd8.jpg

Media Folder: 
Светлана, добрый день!  Расскажите, как Вы пришли в гончарный бизнес?

— Здравствуйте! К этому делу я пришла через увлечение. Я выучилась на керамиста-гончара, и у меня появилось огромное желание производить керамику, сидеть за гончарным кругом. И это дело настолько меня захватило, что в один прекрасный момент я поняла: остановиться не могу. Это желание в конечном итоге и привело меня к гончарной мастерской.

Каким был Ваш первый опыт? Все сразу получалось?

— Нет, у меня долго не получалось достичь желаемого результата. Я из той категории людей, которые долго учатся в любой сфере. Но меня всегда спасало упорство и упрямство. До того момента, как у меня на круге стали получатся качественные изделия, прошло 2-3 месяца. Только спустя время я смогла сама, без помощи преподавателя, производить керамические изделия надлежащего качества. Я этого добилась, это дикий кайф!

Расскажите о деятельности Вашей мастерской. Какие услуги она предлагает?

— Прежде всего, в нашей мастерской три основателя: я, Надежда Щербинина и Валерий Коваленко. Наша основная задача и то, в чем я вижу свою цель — привнести красоту в ежедневный быт людей: делать красивые утилитарные бытовые вещи, чтобы можно было с наслаждением пить чай, кофе…. Или с удовольствием смотреть на керамические часы.

aevplzvdl0q.jpg

Media Folder: 
Что же касается деятельности и услуг, то мы работаем в разных направлениях. Наша мастерская предлагает продажу изделий собственного производства. Также мы проводим различные мастер-классы для детей и взрослых. Среди них есть как обучающие, так и направленные на изготовление какого-либо декоративного изделия, не углубляясь в технологические дебри — например, изготовление кружки своей мечты.

А для самых маленьких мы придумали мастер-класс «Отпечаток руки ребенка». Он наиболее актуален к таким памятным датам, как день рождения, первый класс. Семья приходит к нам в мастерскую, где мы делаем такую памятную тарелочку с отпечатком руки малыша, именем и датой.

Наша мастерская участвует в разных массовых мероприятиях нашего города, где проводим мастер-класс «Экспресс-гончарка». Его продолжительность — 15-20 минут. Мы отцентровываем на круге, придаем форму глине вместе с клиентом и даем максимально концентрированное ощущение на круге. За это время человек, как правило, может определиться: нужен ли ему гончарный круг или нет. Потому что это увлечение достаточно необычное и дорогостоящее.

Также мы сдаем в аренду керамику ручной работы для фотосессий.

Еще в нашей студии проводит занятия мастер по изготовлению декоративных кожаных изделий.

oxzemp790tq.jpg

Media Folder: 

В каких фестивалях Вы принимали участие?

— Мы были участниками фестивалей «Парус Надежды», «Рамонский родник-2019», «Раменье-опера», который проходил во дворце Ольденбургских, также приняли участие в марафоне «В детский сад без слез» и праздничной ярмарке «Спас». Наша мастерская выступала в качестве партнеров в шоу «Оратор» и поэтическом вечере, где предоставляли призы в виде своей продукции.

Психологи говорят, что работа с глиной обладает терапевтическим эффектом. Как бы Вы могли это прокомментировать?

— Действительно, глина оказывает успокаивающее действие на психику и, следовательно, на поведение человека. Тело и душевная сфера у нас очень взаимосвязаны. Когда мы начинаем медленней говорить, делать движения более плавными — постепенно наша нервная система тоже начинает успокаиваться. Глина, как материал, не терпит агрессии, резких движений, дерганого поведения. Когда ты начинаешь с ней работать, то входишь в этот плавный ритм, и нервная система постепенно начинает приходить в себя.

В какой обстановке Вы предпочитаете работать?

— Я люблю работать в тишине. Работа с глиной создает определенный ритм, и мне очень комфортно в нем работать.

Чем Вы вдохновляетесь? Откуда черпаете источники новых идей?

— Я очень часто думаю о том, что керамист — это художник. И любой художник черпает свое вдохновение «извне» — всего того, что его окружает. А с другой стороны, он выражает свое внутреннее мироощущение. Вот такой симбиоз.

Для меня самовыражением является наша природа. Мне хочется привнести искренность в свою керамику, а еще хочется воплощать безумные идеи, в виде марсианских кружек и морских ежей.

awb1ezy4cuw.jpg

Media Folder: 

Для того, чтобы заниматься гончарным делом, нужно ли иметь художественное образование?

— Вы знаете, я никогда не рисовала в профессиональном плане, как художник. По моему личному мнению, для гончарного дела в первую очередь необходимо большое терпение и готовность этим заниматься.

Нужно не бояться экспериментировать, идти вперед и самосовершенствоваться.

Вам больше интересней работать за гончарным кругом или заниматься ручной лепкой?

— Я пять лет болела гончарным кругом и говорила, что никогда с ним не расстанусь. А ручная лепка вызывала у меня такие же ощущения, как на уроках изобразительного искусства в школе, когда дают задание изготовить какую-нибудь поделку. А этой весной что-то поменялось: я влюбилась в нее, прочувствовала.

Знаете, круг — это строгие формы, геометрия и требования к себе. А лепка — это шутка, анекдот; многообразие форм, которые ты можешь сделать. Сейчас у меня очень много мастер-классов по ручной лепке.

Какие изделия пользуются наибольшим спросом?

— Вы знаете, мы и сами пытаемся это вычислить (смеется). Каждый раз берут разные вещи. Процентов 30 из общей массы нашего ассортимента занимают кружки. Также приобретают конфетницы, подставки для благовоний, мисочки, пиалы, блюдечки, вазы, декоративные пуговицы.

eeruljuszl8.jpg

Media Folder: 

Чем, помимо гончарного дела, Вы еще занимаетесь?

— Моя любовь с детства — это ландшафтный дизайн. Я очень люблю цветы, растения. Мы с мужем растим сад, очень старательнейшим образом. Садоводчество чем-то похоже на керамику. Для того, чтобы получить результат своей деятельности, нужно ждать 10-15 лет. А потом ты увидишь, как твои труды растут и радуют. Я даже считаю, что у каждого растения есть свой характер.

Какая аудитория чаще посещает Вашу мастерскую?

— Изначально я была нацелена на взрослую аудиторию и в особенности категорию людей, которые увлекаются керамикой. Я придумывала сложные мастер-классы, которые смог бы сделать новичок и, в то же время, интересные с декоративной точки зрения.

Однажды так получилось, что я подавала заявку на участие в мероприятии с проведением мастер-класса для взрослых, а меня поставили с детьми. Так повторялось несколько раз, и я поняла, что могу с ними работать, и мне это нравится. Это особенное творчество, потому что дети легко и быстро все придумывают, в отличие от взрослых, которым трудно для себя определить: что они хотят на самом деле.

Поделитесь, пожалуйста, секретами гончарного искусства с нашими читателями.

— Попробуем сделать кружку. Для этого мы отрезаем кусок глины и тщательно его переминаем.

-8np4w_mayy.jpg

Media Folder: 

Насколько хорошо подготовлена глина, настолько качественным будет изделие. Смачиваем ее в воде, чтобы придать пластичность. Для того, чтобы масса стала однородной, ее нужно перемешать. Чтобы не было пузырьков воздуха, мы ее отстукиваем. Это касается любых изделий, которые делаются из глины.

Формируем шар, дополнительно похлопывая по нему.

tua9hqsa0nk.jpg

Media Folder: 

Второй этап — хорошо примазываем глину к кругу, чтобы она не соскочила с него. Включаем круг на полную мощность и смачиваем водой глину и руки, чтобы было скольжение.

Далее — процесс центровки, без которого не может получиться хорошее и ровное изделие. Этот этап ни в коем случае нельзя пропускать. После того, как мы поставили глину на центр, надо сделать прокол-расширение. Теперь мы можем придавать будущему изделию любую форму.

Делаем цилиндр. Это основа любых изделий на круге, кроме плоских. Это база, на которую потом нанизывается все остальное.

pnwzp5c1gaa.jpg

Media Folder: 

После того, как мы сделали цилиндр, мы можем придавать ему любую форму.

edpog38gfhq.jpg

Media Folder: 

Можно расширить изделие, сделать его округлым. Теперь можно его сузить.

qkuiagpkats.jpg

Media Folder: 

Сейчас мы проверим, насколько глина пластична. Мы делали кружку, но если захотим, можно изменить ее форму и получить кувшинчик.

hetttzxipkq.jpg

Media Folder: 

Подсушиваем нашу чашечку строительным феном. Для того, чтобы присоединять глине какие-то части, она должна находится в кожетвердом состоянии. По консистенции она должна быть примерно как детский пластилин: чтобы можно было брать ее в руки и совершать с ней необходимые манипуляции. Традиционно изделие оставлялось на несколько часов на воздухе. Но, благодаря современным технологиям, мы можем высушить ее за пять минут. Качество изделия от сушки не портится. Впоследствии, чтобы покрыть кружку глазурью, она должна пройти так называемый «первый утильный обжиг». Для того, чтобы глазурь приобрела необходимый цвет и прочность стекла, должен пройти второй этап обжига.

dzuttoeolnq.jpg

Media Folder: 

Теперь мы делаем обточку. Нельзя покрывать глазурью ту часть, которая соприкасается с печью. И для того, чтобы покрыть донышко глазурью, нам нужно выточить ножку на изделии.

Первый этап обточки — это центровка на круге. После этого, мы прилепляем его к кругу, делаем хорошую колбаску из глины и прочно прилепляем изделие.

rxgoukox0do.jpg

Media Folder: 

Включаем круг на полную мощность, придаем силуэт кружке, вытачиваем донышко. Говорят, что лицо мастера – это и есть правильно и хорошо выточенная ножка.

5x_oxd_l2bm.jpg

Media Folder: 

Поэтому знатоки керамики очень трепетно относятся к этому этапу. Очень часто многие керамисты украшают ее. Например, вот так.

tlxjjtxzxtk.jpg

Media Folder: 

Следующий этап — приделываем ручку к нашему изделию. Ручки могут самыми различными: витыми, круглыми... Мы для нашей чашечки делаем самую обычную, классическую ручку.

Для этого мы опять переминаем кусочек глины: также отстукиваем, переминаем. Делаем красивую колбаску.  Раскатываем ее.

jxemvgvf4fu.jpg

Media Folder: 

Для того, чтобы приделать и зафиксировать ручку, используем шликер — это вода, разведенная с глиной. Теперь делаем насечки на изделии и на будущей ручке. Примеряем ручку. Когда изгибаем ее, то обязательно смачиваем. Удаляем излишки глины. Смазываем.

9uvprfmy7fs.jpg

Media Folder: 

Приделываем ручку.

mraowsk3v00.jpg

Media Folder: 

После того, как мы тщательно замыли кружечку, ее можно декорировать.

moxujkl6860.jpg

Media Folder: 

Декорировать можно путем нанесения узоров, либо смешать и нанести красиво глазури. Это уже, как говорится, на вкус и цвет. Дальше она отправляется на сушку и первый утильный обжиг. После первого, утильного, она отправляется на второй — глазурный. И тогда наша кружечка будет полностью готова.

fbizvysezw8.jpg

Media Folder: 

Светлана, большое спасибо Вам за содержательное интервью!  Желаем творческих успехов!

Текст и фото — Юлия Комолова